Автомобильный сигнализатор

А. МАРГУЛИС Радио №2/1987 ст.54

Когда появляется неисправность в электрооборудовании автомобиля, напряжение бортовой сети может быть либо выше либо ниже допустимых пределов. А это, в свою очередь, сказывается на работе агрегатов и ав­томобиля в целом. Так, при понижен­ном напряжении будут разряжаться аккумулятор, слабо светиться фары, появятся пропуски в зажигании. При повышенном напряжении может перегреваться катушка зажигания, перего­реть одна или несколько ламп, выки­пать электролит в аккумуляторной ба­тарее и разрушаться ее пластины. Вот почему в каждом автомобиле нелишне иметь индикатор, сигнализи­рующий о возникновении неисправ­ности. Об одном из таких устройств рассказывалось в статье К. Колесниченко и В. Колесниченко «Пороговый индикатор для автомобиля» в «Радио», 1984, №5, с. 52, 53. Оно срабатывало, когда напряжение бортовой сети выходило за допус­тимые пределы.

При повторении этого устройства было замечено, что из-за малой кру­тизны перехода ключевого транзистора из одного состояния в другое транзистор закрывается не полностью (особенно при повышенной темпера­туре окружающей среды) и начинает разогреваться. В результате через некоторое время после запуска двига­теля контрольная лампа зарядки акку­муляторной батареи, расположенная на приборной панели, начинала ярко светиться, сигнализируя о несущест­вующей неисправности.

Более надежным в работе оказалось другое подобное устройство-сигнали­затор, собранное по приведенной на рис. 3 схеме. Это, по существу, двух­пороговый компаратор (так называют устройство, предназначенное для срав­нения измеряемой величины с эталон­ной), выполненный на операционных усилителях (ОУ) DA1.1, DA1.2 и наг­руженный на ключевой элемент из двух кремниевых транзисторов.

Когда напряжение бортовой сети автомобиля становится меньше нижне­го порога, напряжение на неинверти­рующем входе усилителя DA1.1 мень­ше, чем на инвертирующем, и на вы­ходе этого ОУ низкий потенциал (относительно минусового вывода ак­кумуляторной батареи). Диод VD2 открывается, и ключевой элемент включает сигнальную лампу НL1.

Если напряжение бортовой сети больше верхнего порога, аналогичным образом действует цепь из усилителя DA1.2 и ключевого элемента. Сиг­нальная лампа также вспыхивает.

В случае же, когда напряжение бортовой сети находится в допусти­мых пределах, на выходах ОУ высокий потенциал, диоды и ключевой эле­мент закрыты. Лампа не горит.

В сигнализаторе могут быть исполь­зованы резисторы МЛТ-0,125, конден­сатор любого типа, но, возможно, меньших габаритов, любые диоды из серии Д9 и другие указанные на схеме детали. Под них и рассчитана печат­ная плата (рис. 4) из одностороннего фольгированного материала. Опера­ционные усилители могут быть другие, например, К140УД1, К140УД2, К140УД9.

В этом случае чертеж печатной платы придется изменить. Плату размещают в любом свободном месте автомоби­ля (в «Жигулях», например, она уме­щается в корпусе реле РС702). При налаживании сигнализатора сна­чала устанавливают напряжение, равное середине рабочего диапазона (13,5 В для пределов 12,2 и 14,8 В), замыкают проволочной перемычкой выводы резистора R3 и подбором резистора R2 добиваются переключе­ния обоих ОУ. Далее снимают перемычку с резистора R3 и подбором этого резистора добиваются срабаты­вания сигнализатора при установке по­роговых значений напряжения — 12,2 В и 14,8 В.

Исправления: