Автомобильный сигнализатор
А. МАРГУЛИС Радио №2/1987 ст.54
Когда появляется неисправность в электрооборудовании автомобиля, напряжение бортовой сети может быть либо выше либо ниже допустимых пределов. А это, в свою очередь, сказывается на работе агрегатов и автомобиля в целом. Так, при пониженном напряжении будут разряжаться аккумулятор, слабо светиться фары, появятся пропуски в зажигании. При повышенном напряжении может перегреваться катушка зажигания, перегореть одна или несколько ламп, выкипать электролит в аккумуляторной батарее и разрушаться ее пластины. Вот почему в каждом автомобиле нелишне иметь индикатор, сигнализирующий о возникновении неисправности. Об одном из таких устройств рассказывалось в статье К. Колесниченко и В. Колесниченко «Пороговый индикатор для автомобиля» в «Радио», 1984, №5, с. 52, 53. Оно срабатывало, когда напряжение бортовой сети выходило за допустимые пределы.
При повторении этого устройства было замечено, что из-за малой крутизны перехода ключевого транзистора из одного состояния в другое транзистор закрывается не полностью (особенно при повышенной температуре окружающей среды) и начинает разогреваться. В результате через некоторое время после запуска двигателя контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи, расположенная на приборной панели, начинала ярко светиться, сигнализируя о несуществующей неисправности.
Более надежным в работе оказалось другое подобное устройство-сигнализатор, собранное по приведенной на рис. 3 схеме. Это, по существу, двухпороговый компаратор (так называют устройство, предназначенное для сравнения измеряемой величины с эталонной), выполненный на операционных усилителях (ОУ) DA1.1, DA1.2 и нагруженный на ключевой элемент из двух кремниевых транзисторов.

Когда напряжение бортовой сети автомобиля становится меньше нижнего порога, напряжение на неинвертирующем входе усилителя DA1.1 меньше, чем на инвертирующем, и на выходе этого ОУ низкий потенциал (относительно минусового вывода аккумуляторной батареи). Диод VD2 открывается, и ключевой элемент включает сигнальную лампу НL1.
Если напряжение бортовой сети больше верхнего порога, аналогичным образом действует цепь из усилителя DA1.2 и ключевого элемента. Сигнальная лампа также вспыхивает.
В случае же, когда напряжение бортовой сети находится в допустимых пределах, на выходах ОУ высокий потенциал, диоды и ключевой элемент закрыты. Лампа не горит.
В сигнализаторе могут быть использованы резисторы МЛТ-0,125, конденсатор любого типа, но, возможно, меньших габаритов, любые диоды из серии Д9 и другие указанные на схеме детали. Под них и рассчитана печатная плата (рис. 4) из одностороннего фольгированного материала. Операционные усилители могут быть другие, например, К140УД1, К140УД2, К140УД9.

В этом случае чертеж печатной платы придется изменить. Плату размещают в любом свободном месте автомобиля (в «Жигулях», например, она умещается в корпусе реле РС702). При налаживании сигнализатора сначала устанавливают напряжение, равное середине рабочего диапазона (13,5 В для пределов 12,2 и 14,8 В), замыкают проволочной перемычкой выводы резистора R3 и подбором резистора R2 добиваются переключения обоих ОУ. Далее снимают перемычку с резистора R3 и подбором этого резистора добиваются срабатывания сигнализатора при установке пороговых значений напряжения — 12,2 В и 14,8 В.
Исправления:
