Пороговый индикатор для автомобиля

К. КОЛЕСНИЧЕНКО, В. КОЛЕСНИЧЕНКО Радио №5/1984 ст.52

Нередко в системе электрооборудова­ния автомобиля возникают неисправно­сти, которые трудно заметить без из­мерительных приборов. Если их вовремя не устранить, то могут произойти су­щественные поломки. Как правило, неисправности электро­оборудования сказываются на напря­жении бортовой сети и могут быть ус­ловно разделены на две группы. К пер­вой можно отнести те, из-за которых напряжение падает ниже 12 В: про­буксовывание приводного ремня генера­тора, нарушение регулировки реле-регу­лятора, обрыв цепи одной из фаз ге­нератора или межвитковое за мыкание в его обмотках статора или возбуж­дения. В другую группу входят неис­правности, вызывающие повышение на­пряжения до 14.8 В и выше: наруше­ние регулировки реле-регулятора, про­бой выходного транзистора электрон­ного или контактно-транзисторного ре­ле-регулятора, обрыв цепи основной обмотки или пригорание контактов вибра­ционного реле-регулятора. Чтобы своевременно узнавать о ха­рактере неисправности, достаточно установить в автомобиле пороговый ин­дикатор, схема которого приведена на рисунке.

Он содержит немного деталей, смонтирован на небольшой плате и под­ключен к цепям питания и сигнализа­ции тремя выводами: вывод 1 соеди­няют с массой автомобиля, вывод 3 — с проводом, проложенным от замка за­жигания к реле-регулятору (это плюс питания), вывод 2 — с контрольной лампой на 12 В и мощностью 3 Вт, второй вывод которой подключен к мас­се автомобиля. Индикатор состоит из двух порого­вых устройств (каскады на транзисто­рах VT1, VT2 и стабилитронах VD1, VD2) и исполнительного — на транзи­сторе VT3 и сигнальной лампе. Рабо­тает он так. Когда запускают двига­тель и напряжение на зажимах батареи аккумуляторов падает до 12 В и ниже, стабилитроны и транзисторы пороговых устройств закрыты, транзистор VT3 от­крыт и включенная в его коллектор­ную цепь сигнальная лампа горит. При работающем двигателе напряжение на зажимах батареи аккумуляторов стано­вится выше 12,2 В, стабилитрон VD2, а вслед за ним и транзистор VT2 от­крываются. Транзистор же VT3 закры­вается, и сигнальная лампа гаснет. Если в системе электрооборудования неисправность, относящаяся к первой группе, лампа будет гореть на всех режимах работы двигателя. Однако све­чение лампы может наблюдаться при работе двигателя на холостом ходу с ма­лыми оборотами и отсутствовать, когда обороты увеличивают. В этом случае индикатор укажет на разряженность батареи аккумуляторов или сульфита­цию их пластин. При появлении неисправности второй группы (естественно, при работающем двигателе) открывается . стабилитрон VD1, а вслед за ним и транзи­стор VT1. Последний шунтирует рези­стор R5, в результате чего стабили­трон VD2 и транзистор VT2 оказывают* ся закрытыми и сигнальная лампа за­жигается. Яркость ее свечения будет изменяться прямо пропорционально ча­стоте вращения коленчатого вала дви­гателя. При налаживании устройства подбо­ром резисторов R1 и R4 устанавливают точное значение напряжения срабаты­вания пороговых устройств.