Автомат управления компрессором

Радио №10/1963 ст.5

Несложное автоматическое устройство позволяет управлять элект­рическим двигателем компрессора и поддерживать заданное давление сжатого воздуха. Принципиальная схема автомата приведена на рис. Авто­мат состоит из триггера с двумя ус­тойчивыми состояниями, собранного на транзисторах Т1 и Т2, и мано­метра, который используется в ка­честве датчика. В цепь коллектора транзистора Т2 включено электромагнитное реле Р, контакты которого присоединяют­ся к сети последовательно с катуш­кой магнитного пускателя электри­ческого двигателя. Триггер запус­кается отрицательными импульсами от отдельного однополупериодного выпрямителя. Импульсы поступают на базы транзисторов Т1, Т2 через конденсаторы Сз, С4. Для этой цели отрицательный полюс выпрямителя (точка С) соединяется со стрелкой манометра, конденсатор Сз (точка А) соединяется с подвижным контактом манометра, который может быть ус­тановлен на одно из делений в пре­делах от 6 до 11 атм., и конденса­тор С4 (точка В) — с неподвижным контактом манометра, установленно­го на 4 атм.

Режим работы триггера выбран таким, что после включения автома­та в сеть транзистор Т2 оказывается открытым, срабатывает реле Р и включается электродвигатель ком­прессора. Давление сжатого воздуха в системе повышается и, как только оно достигает заданного, стрелка манометра касается контакта верх­него предела (к которому присоеди­нена точка А), на базу транзистора Т1 поступает отрицательный импульс, открывающий транзистор Т1 и за­пирающий транзистор Т2. Контакты реле Р размыкаются и электродви­гатель компрессора выключается.

Когда давление понижается и до­стигает нижнего предела (4 атм), стрелка касается контакта (к кото­рому присоединяется точка В) и на базу транзистора Т2 подается отри­цательный импульс. Транзистор Т1 закрывается, а Т2 открывается, сра­батывает реле Р и включает электро­двигатель компрессора и т. д.

Реле Р типа РП-2 с сопротивлением обмотки 183 ом и током срабатывания 60 ма. Трансформатор Тр1 собран на сердечнике Ш-18х20. Обмотка I со­держит 4400 витков, намотанных про­водом ПЭЛ—0,12 мм. Обмотка II имеет 330 витков провода ПЭВ — 0,25 мм, а обмотка III — 220 витков, провод ПЭВ—0,15 мм. Контакты в манометре выполнены из посереб­ренного провода. К частям стрелки манометра, касающихся контактов, припаян посеребренный провод.

Средняя мощность, потребляемая автоматом, составляет 1 вт, напря­жение питания триггера и напряже­ние импульсов составляют 12 в.