Автомат управления компрессором
Радио №10/1963 ст.5
Несложное автоматическое устройство позволяет управлять электрическим двигателем компрессора и поддерживать заданное давление сжатого воздуха. Принципиальная схема автомата приведена на рис. Автомат состоит из триггера с двумя устойчивыми состояниями, собранного на транзисторах Т1 и Т2, и манометра, который используется в качестве датчика. В цепь коллектора транзистора Т2 включено электромагнитное реле Р, контакты которого присоединяются к сети последовательно с катушкой магнитного пускателя электрического двигателя. Триггер запускается отрицательными импульсами от отдельного однополупериодного выпрямителя. Импульсы поступают на базы транзисторов Т1, Т2 через конденсаторы Сз, С4. Для этой цели отрицательный полюс выпрямителя (точка С) соединяется со стрелкой манометра, конденсатор Сз (точка А) соединяется с подвижным контактом манометра, который может быть установлен на одно из делений в пределах от 6 до 11 атм., и конденсатор С4 (точка В) — с неподвижным контактом манометра, установленного на 4 атм.
Режим работы триггера выбран таким, что после включения автомата в сеть транзистор Т2 оказывается открытым, срабатывает реле Р и включается электродвигатель компрессора. Давление сжатого воздуха в системе повышается и, как только оно достигает заданного, стрелка манометра касается контакта верхнего предела (к которому присоединена точка А), на базу транзистора Т1 поступает отрицательный импульс, открывающий транзистор Т1 и запирающий транзистор Т2. Контакты реле Р размыкаются и электродвигатель компрессора выключается.
Когда давление понижается и достигает нижнего предела (4 атм), стрелка касается контакта (к которому присоединяется точка В) и на базу транзистора Т2 подается отрицательный импульс. Транзистор Т1 закрывается, а Т2 открывается, срабатывает реле Р и включает электродвигатель компрессора и т. д.
Реле Р типа РП-2 с сопротивлением обмотки 183 ом и током срабатывания 60 ма. Трансформатор Тр1 собран на сердечнике Ш-18х20. Обмотка I содержит 4400 витков, намотанных проводом ПЭЛ—0,12 мм. Обмотка II имеет 330 витков провода ПЭВ — 0,25 мм, а обмотка III — 220 витков, провод ПЭВ—0,15 мм. Контакты в манометре выполнены из посеребренного провода. К частям стрелки манометра, касающихся контактов, припаян посеребренный провод.
Средняя мощность, потребляемая автоматом, составляет 1 вт, напряжение питания триггера и напряжение импульсов составляют 12 в.