Прибор для настройки пианино

В. Лаврин, Радио №3/1965, ст. 24

Прибор состоит из стабильного RС-генератора, настроенного на 12 фиксированных частот, соответ­ствующих 12 полутонам первой ок­тавы (от «до» до «си»), равномерно­ темперированного строя и усилите­ля НЧ, нагруженного на громкоговоритель (рис. 1). Диапазон ча­стот прибора по жела­нию конструктора может быть расширен простым добавлением элементов частотозадающей цепи генератора.

Прибор для настройки пианино

Генератор собран на двух транзисторах Т1 и Т2 типа П13А. Частоты, на которых генератор само- возбуждается, определяются пара­метрами RС-цепочек. Подключая к генератору переключателем П1 соп­ротивления различной величины R1—7R24 (в пределах 300—600 ом), можно изменять частоты генерируе­мых колебаний в соответствии с частотами нот первой октавы (от «до» до «си») музыкального инстру­мента. Для создания устойчивых автоколебаний генератора в схему введена нелинейная отрицательная обратная связь, напряжение которой подается в цепь эмиттера транзистора Т1 через цепочку, состоящую из кон­денсатора C6 и лампы накаливания Л1. Стабильность амплитуды коле­баний генератора зависит от кри­визны вольтамперной характерис­тики нелинейного элемента (лампы Л1) в рабочей точке.

Применение транзисторов застав­ляет более тщательно подходить к выбору номиналов деталей, с тем чтобы свести к минимуму влияние параметров транзисторов на ста­бильность работы генератора. Дос­таточно низкоомный нелинейный эле­мент (лампа накаливания, характе­ристика которой показана на рис. 2) и относительно большой рабочий ток второго каскада выбраны с таким расчетом, чтобы уменьшить влия­ние эмиттерной цепи транзистора Т1 на коэффициент отрицательной об­ратной связи. Сопротивления R1—R1 и R13—R24 выбраны малой величины это уменьшает влияние входного сопротивления усилителя на работу генератора. На выходе генератора с целью предотвращения влияния нагрузки на параметры генератора включен эмиттерный повторитель, собранный на транзисторе Т3.

Прибор для настройки пианино

Точная подстройка частоты гене­ратора осуществляется подбором ве­личин сопротивлений R1—R24, а также потенциометрами R—R12а. Установка режима генерации и но­минальной амплитуды автоколебаний осуществляется подбором сопротив­лений R33—R34. С помощью этих сопротивлений усиление «от точки «А» до точки «Б» (см. схему рис. 1) устанавливается равным примерно 3.

Стабильность частоты генератора не хуже 0,1%. Стабильность амп­литуды генерируемых колебаний 0,2%. При изменении напряжения источника питания на 1 в частота генератора изменяется на 0,05%, при­чем с уменьшением напряжения час­тота возрастает.              .

Усилитель. Усилитель двухкаскад­ный. Оконечный каскад собран по двухтактной схеме. Для уменьшения нелинейных искажений и коррекции частотной характеристики оба каска­да (оконечный и предварительный) охвачены отрицательной обратной связью, напряжение которой со вто­ричной обмотки выходного транс­форматора подается в цепь эмиттера транзистора Т4.

Конструкция. Прибор размещен в деревянном ящике размерами 230Х X 100X 80 мм. На боковой поверхно­сти справа расположен переключа­тель нот. На передней панели укре­плен громкоговоритель. Сзади распо­ложены потенциометры для точной подстройки каждой ноты в отдель­ности. Монтаж выполнен на гетинаксовой плате, прикрепленной вин­тами к основанию ящика. Все транзисторы типа П13А. Пере­ходной трансформатор усилителя НЧ выполнен на пермаллоевом сердеч­нике ШЗХ6. Первичная обмотка имеет 2500 витков провода ПЭЛ 0,06, вторичная — 3504-350 витков прово­да ПЭЛ 0,06.

Выходной трансформатор собран на сердечнике ШЗХ6. Его первичная обмотка имеет 4504-450 витков про­вода ПЭЛ 0,09, вторичная 102 витка провода ПЭЛ 0,23. Нагружен уси­литель на громкоговоритель 1ГД-9. Питается прибор от батареи «КРО­НА» напряжением 9 в и потребляет ток 25 ма.

При настройке музыкального ин­струмента настройщик, установив ручку переключателя П1 в положе­ние, соответствующее настраиваемой ноте, и ударяя пальцем по клавише инструмента, подтягивает одну из струн хора (две другие заглушены с помощью резинового клина) до тех пор, пока не исчезнут биения между звуками прибора и настраиваемого инструмента. Далее настраивают две остальные струны хора в унисон с первой. Настроив одну ноту, пере­ключатель прибора П1 ставят в положение, соответствующее сле­дующей ноте, и настраивают ее по­добным же образом. Настроив все струны, проверяют правильность звучания всего инструмента.