ПЕРЕДЕЛКА ЛАТРа
Б. ВОТЛОХИН, Радио №3/1964, ст.56
В радиолюбительской практике и на производстве для целей плавного регулирования напряжений широко используются автотрансформаторы типа ЛАТР-1 и ЛАТР-2, рассчитанные на включение нагрузки с максимально допустимым током 9а и 2а соответственно. Как показывает опыт эксплуатации этих автотрансформаторов (особенно ЛАТР-1), в большинстве случаев снимаемая полезная мощность не превышает 20-i-50% номинальной мощности. В целях более полного использования полезной мощности и сокращения числа одновременно используемых автотрансформаторов на базе автотрансформаторов ЛАТР-1 и ЛАТР-2 были изготовлены двухканальные регуляторы напряжения. Последние позволили получить с помощью одного автотрансформатора два независимых друг от друга плавно регулируемых напряжения.
На рис. 1 показан общий вид переделанного автотрансформатора. Переделка заключается в том, что используются обе торцовые части обмотки для снятия двух регулируемых напряжений. Автотрансформатор устанавливается в горизонтальном положении на специальной подставке 18 при помощи угольников 17. На свободную торцовую часть автотрансформатора устанавливается токосъемник 7, 11, 13, 14, 15, аналогичный заводскому. Стягивающие шпильки 4 изготавливаются новые. Кожух 1, пластмассовые опоры 3, тороид 5 с обмоткой 6, а также второй токосъемный узел (левый на рисунке) используются прежние. Дополнительно устанавливается шкала 8 и ручка 10 со стрелкой 9.
Таким образом, переделанный автотрансформатор имеет два независимых токосъемника, которые позволяют получить с одной обмотки 6 два разных по величине напряжения. Вывод от второго токосъемника подсоединяется к одному из зажимов щитка автотрансформатора.
ОТ РЕДАКЦИИ: При эксплуатации переделанных автотрансформаторов необходимо следить за тем, чтобы общий ток потребления не превышал 2а для автотрансформатора ЛАТР-2 и 9а для ЛАТР-1.