ПЕРЕДЕЛКА ГЕНЕРАТОРА Г-66

В. ЧИБИРЯЧКО, Радио №3/1964, ст.55

В ветроэлектрическом агрегате (см. журнал «Радио» № 8 за 1963 г.) вместо перемотки якоря генератора Г-66 можно заменить последова­тельное соединение секций обмоток возбуждения параллельным. Для этой цели аккуратно разрезают пе­ремычку между средними секциями обмотки возбуждения. Затем, к по­лучившимся концам, припаивают уд­линяющие отрезки провода и один из этих выводов соединяют с началом обмотки возбуждения, а другой — с ее концом.

После такой переделки генератор будет возбуждаться при скорости вращения ветроколеса, равной 450— 500 об/мин, кроме того облегчается запуск агрегата.

ОТ РЕДАКЦИИ: Предложение тов. В. Чибирячко целесообразно. После такого переключения по каж­дой секции обмотки возбуждения будет протекать ток не 1,5 а, а 3 а, однако при благоприятных усло­виях охлаждения агрегата обмотки перегреваться не будут. При ско­рости ветра 8 м/сек, для получения скорости вращения 450—500 об/мин нужно брать ветроколесо диаметром не более 2—2,2 м, при этом отдава­емая мощность составит 100—120 вт (ток заряда будет 8—10 а при на­пряжении аккумуляторов 12 в). Та­ким образом, при переключении обмоток возбуждения якорь будет работать с недогрузкой (вместо 21,5а— 14 а), а обмотка возбуж­дения — с перегрузкой (вместо 1,5а— За в каждой секции, или 6 а на всю обмотку возбуждения).

Перемотка якоря, как указано в журнале «Радио» №8, 1963г., дает более полное использование мощности генератора. Однако ввиду того, что генератор с перемотан­ным якорем возбуждается при той же скорости (450—500 об/мин), ис­пользовать его на полную мощность (250 вт) не удастся.

Чтобы лучше использовать гене­ратор Г-66 по мощности (до 200— 250 вт), нужно перемотать обмотку его якоря, как указано в журнале «Радио» № 8, а секции обмотки воз­буждения соединить так, как пред­ложил автор. В этом случае размах крыла ветроколеса должен быть 2,5—3 м, тогда при скорости ветра 6—8 м/сек агрегат будет отдавать мощность 200—250 вт и возбуж­даться при 150—200 об/мин. В ге­нераторе необходимо ослабить дав­ление пружин на щетки с 600—700 г до 150—200 г. Тогда агрегат будет менее инерционен и сможет работать при скорости ветра 4—5 м/сек. Отдаваемая мощность значительно увеличится.