МИКШЕРЫ ДЛЯ СОВМЕЩЕННОЙ ЗАПИСИ ЗВУКА

М. Ганзбург, Радио №7/1965, ст. 29

Многие радиолюбители, зани­мающиеся магнитной записью звука, интересуются комбини­рованными записями, то есть одно­временной записью от нескольких источников звукового напряжения. Эта же проблема волнует и кинолю­бителей, озвучивающих свои кино­фильмы с помощью магнитофона. Бытовые магнитофоны, выпускае­мые отечественной промышленностью не рассчитаны на одновременную за­пись от нескольких источников зву­кового напряжения. Правда, неко­торые из них (например «Комета») позволяют накладывать на ранее сделанную запись другую — новую. Однако комбинированная запись с наложением не может удовлетворить взыскательного радиолюбителя, так как момент включения и выключения стирающей головки обычно сопро­вождается неприятно действующими на слух щелчками и, кроме того, при производстве последующей записи предыдущая запись несколько ослаб­ляется. К этому следует добавить, что такой способ комбинированной записи требует вдвое больше вре­мени.

Указанных трудностей можно из­бежать, если производить комбини­рованную запись одновременно от нескольких источников звукового напряжения при помощи микшер­ского пульта. В журнале «Радио» уже помещались схемы микшерских пультов (см. «Радио» № 2, 1964 г.), но все они сложны и обладают тем недостатком, что их надо подклю­чать к наиболее чувствительному вхо­ду магнитофона — микрофонному, а это зачастую приводит к появлению помех при записи, устранить которые можно только тщательным экрани­рованием как самого микшерского пульта, так и всех соединительных проводов.

Предлагаемые вниманию любите­лей схемы микшерских пультов рас­считаны на подключение к ним раз­личных источников звукового напря­жения. Сам же микшерский пульт следует подключать ко входу для звукоснимателя. Простая схема микшерского пуль­та, рассчитанного на два источника звукового напряжения — микрофо­на и звукоснимателя пли магнито­фона, показана на рис. 1. Он состоит из , однокаскадного микрофонного усилителя, собранного на транзис­торе Т1 по схеме с общим эмиттером и двух потенциометров R5 и R6, кото­рыми во время записи регулируют уровень сигнала от источников зву­кового напряжения. Режим транзис­тора подобран таким образом, что усиление каскада получается не ме­нее 100 при коэффициенте В =30. Со­противления R7 и R8 устраняют влияние одного источника звукового напряжения на другой. Питается микрофонный усилитель от батареи типа «Крона» (или от любого другого источника постоянного тока общим напряжением 9 в) и потребляет ток не более 0,5 ма. Микрофонный вход Вх1 этого пульта рассчитан на низ­коомный микрофон, например типа МД-44. Можно использовать и обыч­но прилагаемый к магнитофону мик­рофон типа МД-47, удалив из него согласующий трансформатор. Чтобы этого избежать, перед усилителем следует включить еще один каскад эмиттерного повторителя, как это показано на рис. 2. К такому усили­телю можно подключать любой источ­ник звукового напряжения с высо­ким внутренним сопротивлением. Вход Вх2 рассчитан на звукоснима­тель любого типа или высокоомный выход любого магнитофона (когда запись ведется с одного магнитофона на другой).

Микшерский пульт, вместе с бата­реей питания смонтирован в метал­лической коробочке размером 90 X 65 Х40 мм. Переменные сопротив­ления взяты типа СПО—0,5; СП—-0,4 или СП—3—4, . постоянные — типа УЛМ—0,12 и конденсаторы типа ЭМ на рабочее напряжение 10—15 В. Для выключателя питания микрофон­ного усилителя использован тумб­лер.

Иногда микшерского пульта с дву­мя входами оказывается недостаточ­но. Особенно это ощущается при озвучивании любительских кино­фильмов в два голоса с музыкальным сопровождением и шумами. В этом случае можно рекомендовать вос­пользоваться схемой микшерского пульта, показанной на рис. 3. Здесь входы Вх1 и Вх2 предназначены для подключения низкоомного микро­фона, а входы Вх3 и — для звукоснимателя и высокоомного выхода магнитофона. Раздельные выключа­тели питания микрофонных усили­телей Вкг и Вк2 позволяют этот микшерский пульт использовать в раз­личных вариантах, например, с од­ним микрофоном или вовсе без него, когда источниками звукового напря­жения являются только звукоснима­тель и магнитофон.

МИКШЕРЫ ДЛЯ СОВМЕЩЕННОЙ ЗАПИСИ ЗВУКА

Оригинальные записи с различ­ными эффектами можно делать на стереофоническом магнитофоне «Яуза-10» с помощью микшерского пульта, схема которого приведена на рис. 4. Он отличается от предыду­щего тем, что здесь применены спа­ренные потенциометры R5—R5’и R7—R7‘, а также введены регулятор стереобаланса — потенциометр R10 и переключатель П1 переключающий пульт со стереофонической записи (С) на монофоническую (Ж). В по­следнем случае отключается регуля­тор стереобаланса и закорачивается правый канал записи, а для совме­щенной записи используются эле­менты микшерского пульта, работаю­щие только в левом канале.

МИКШЕРЫ ДЛЯ СОВМЕЩЕННОЙ ЗАПИСИ ЗВУКА

Микшерские пульты, схемы кото­рых показаны на рис. 3 и 4, смонти­рованы в металлических коробочках размером 160X 100X60 мм. В сте­реофоническом микшерском пульте использованы спаренные потенцио­метры типа СП-3-7. Для переключа­теля П1 использован тумблер типа ТП1-2. Потенциометр R10 может быть любого типа, но обязательно с кри­вой изменения сопротивления типа А. Остальные детали применены те же, что и в предыдущих микшерских пультах

В заключение приведем несколько советов по работе с микшерским пультом. Проще всего это продемон­стрировать с первым микшерским пультом на примере наложения дик­торского текста на музыкальное сопровождение. Чтобы качество сов­мещенной записи было высоким, нужно придерживаться определен­ной последовательности при перво­начальной настройке тракта. Перед началом записи, подключив микшерский пульт к магнитофону, включают источники звукового напряжения.

Затем, включив питание микрофон­ного усилителя, переводят движок потенциометра R5 в положение мак­симального усиления (верхнее по схеме) и ручкой регулятора уровня записи магнитофона устанавливают по индикатору нормальный уровень записи. После этого подбирают два таких положения движка потенцио­метра R5, в одном из которых запись музыкального сопровождения (по ин­дикатору уровня записи магнитофо­на) будет такой же, что и с микрофо­на, а в другом — значительно сла­бее. При проведении совмещенной записи движок потенциометра R5 нужно плавно поворачивать от одно­го до другого отмеченных положе­ний в зависимости от желаемой гром­кости музыкального сопровождения.

Во время записи выключать бата­рею питания тумблером нельзя. При необходимости на время выключить микрофон надо перевести движок потенциометра R5 в нижнее (по схе­ме) положение.

При подготовке к работе стерео­фонического микшерского пульта особое внимание надо обратить на правильную установку движка по­тенциометра стереобаланса. Он дол­жен находиться в таком положении, при котором напряжения на выходе обоих каналов будут одинаковы. В процессе записи поворачивая дви­жок стереобаланса, можно «переме­щать» источники звукового напряже­ния из одного канала в другой, ис­кусственно создавая эффект переме­щения звука.

Обычно после нескольких проб­ных записей работа с микшерским пультом становится понятной и не требует детальных пояснений.