Транзисторное реле указателя поворотов

И. ВЕРЗИН, Радио №6/1966, ст.60

Тепловые реле указателей пово­ротов, устанавливаемые на автомо­билях, рассчитаны на питание их от аккумуляторных батарей с напря­жением 12 в, поэтому установка та­кого реле на автомобиль или мото­цикл, имеющий напряжение 6 в, вызывает необходимость переделки реле.

Описываемое полупроводниковое реле указателя поворотов может быть изготовлено на любое напряже­ние. При добавлении маломощного однополупернодного выпрямителя реле хорошо работает на мотоциклах или мотороллерах, оборудованных генераторами переменного тока.

Электронный переключатель реле собран на двух транзисторах Т1 и Т2 по схеме симметричного муль­тивибратора (рис. 1). Частота пере­ключения определяется постоянными времени цепочек R2 C1 и R3 С2. При увеличении R2 или C1. увеличивается время горения одной пары ламп, при увеличении пли С2 другой пары ламп. База транзистора T3 соединена непосредственно с эмиттером транзистора Т2. В цепь кол­лектора Тз включена обмотка элект­ромагнитного реле P1, переключаю­щего лампы Л1, Л2 и Л3, Л4, располо­женные соответственно по правой и левой сторонам автомобиля или мо­тоцикла

Транзисторное реле указателя поворотов

В качестве переключателя приме­нен стандартный переключатель света фар мотоцикла. В оси ползунка пере­ключателя сверлят отверстие диа­метром 1 мм в которое вставляют и пропаивают конец проводника, сое­диняющего ось ползунка с нижней клеммой переключателя (рис. 2). Реле типа РЭС-9 (паспорт PС4. 524. 208) может быть заменено любым малогабаритным реле с напряжением срабатывания 6В и допустимым током через контакты не менее 2 а. Тран­зисторы тина П16 могут быть заме­нены транзисторами типов ГП1З— П15 с коэффициентом усиления В не менее 45. Конденсаторы С1 и С2 электролитические типа ЭМ или ЭТО на рабочее напряжение 12-15 в

Транзисторное реле указателя поворотов

Налаживание заключается в под­боре сопротивлений резисторов R2 и R3 таким образом, чтобы время горения ламп одной стороны было равно времени горения ламп другой стороны.

Для мотоциклов и автомобилей, у которых заземлен отрицательный по­люс батареи , схема остается без изме­нения, но взамен транзисторов П16 устанавливают транзисторы типа П8—П11 не менее 45).