«ЭЛЕКТРООРГАН» ИЗ ГУБНОЙ ГАРМОНИКИ

0. Тренин, Радио №1/1965, ст. 41

Обычный орган — инструмент духовой, поэтому для иммитации его звучания может подойти губ­ная гармоника с небольшим усовер­шенствованием. Для этого в наибо­лее подходящем месте корпуса гар­моники (рис. 1) укрепляют два па­раллельно соединенных звукосни­мателя (рис. 2). Звукосниматели пре­образуют механические колебания корпуса гармоники в электрические сигналы звуковой частоты, которые подаются на вход предварительного усилителя НЧ (рис. 3). С нагрузки этого усилителя сигнал поступает на вход оконечного усилителя НЧ, который можно сделать самому либо использовать готовый усилитель ра­диоприемника или радиолы.

"ЭЛЕКТРООРГАН" ИЗ ГУБНОЙ ГАРМОНИКИ
"ЭЛЕКТРООРГАН" ИЗ ГУБНОЙ ГАРМОНИКИ
"ЭЛЕКТРООРГАН" ИЗ ГУБНОЙ ГАРМОНИКИ

Чтобы придать звучанию гармо­ники характерную окраску, к входу предварительного усилителя НЧ под­водят колебания от генератора — виб­рато. Частота вибрато изменяется по­тенциометром R4, а глубина (ампли­туда) потенциометром R5. Все детали звукоснимателя склеивают клеем ВФ-2. Размеры его зависят от разме­ров. примененного пьезоэлемента. К корпусу гармоники звукоснима­тель можно либо приклеить, либо привинтить специальными небольши­ми струбцинами

Приставка может питаться от от­дельного выпрямителя или от выпря­мителя радиоприемника. Для под­бора тембра звучания гармоники на выход усилителя нужно включить специальную цепь, состоящую из сопротивления и конденсатора

От редакции. История органа ухо­дит в глубокую древность. Первые очень примитивные музыкальные ин­струменты, напоминающие орган, +2506 появились еще в древнем Египте в IV веке до нашей эры. Современ­ный духовой орган — чрезвычайно сложный по конструкции и большой по размерам инструмент, поэтому возможно некоторым читателям жур­нала опубликованная выше заметка покажется сомнительной. Однако не следует забывать о том, что с разви­тием электроники появилась воз­можность строить органы, работа которых основана на иных принци­пах. В частности, звучанию органа можно подражать, подводя к громкоговорителю переменное напряже­ние специальной формы. Вот об од­ном из способов подражания звуча­нию органа и рассказывает в своей заметке львовский радиолюбитель О. Тренин. Для этой цели он пред­лагает адаптеризировать губную гар­монику. Конечно, ни о какой полной иммитации звучания органа здесь не может быть и речи, но исполнять на таком «электрооргане» небольшие эстрадные произведения можно с большим успехом. Никаких изменений в конструк­цию гармоники не вносится, поэтому на ней можно играть как на обыч­ной, отключив предварительно элек­трический тракт. В журнале «Радио» неоднократно описывались конст­рукции всевозможных электрогитар. Принцип работы электрической час­ти гитары ничем не отличается от принципа работы электрической при­ставки для гармоники. Тов. Тренин предлагает изготовить пьезоэлектри­ческие звукосниматели, однако мож­но использовать и звукосниматели другой конструкции, важно только, чтобы они были достаточно легкими. Усилительная приставка к гар­монике выполнена на лампе 6Н2П, для этой цели подойдет и лампа 6Н8С или просто два обычных трио­да. На левом (по схеме) триоде лам­пы 6Н2П по реостатно-емкостной схеме собран предварительный уси­литель НЧ. Величины разделитель­ных конденсаторов C1 и Сз некритич­ны, они могут отличаться от указан­ных на схеме на ±30%. Сопротив­ление R2 определяет автоматическое смещение на сетке лампы. Конден­сатор С2 шунтирует переменную сос­тавляющего сигнала звуковой часто­ты. Напряжение на выходе усилите­ля определяется величиной нагрузоч­ного сопротивления Rз. Если у ра­диолюбителя нет сопротивления та­кого номинала, можно поставить сопротивление несколько большей или меньшей величины (расхождение допускается порядка ±20%). Типы примененных сопротивлений и кон­денсаторов могут быть любыми. Для придания звучанию инструмента осо­бой окраски на сетку лампы предва­рительного усилителя подается сиг­нал от генератора вибрато. Получить вибрирующий звук в электромузы­кальных инструментах можно не­сколькими способами: частотным, унисонным и фазовым. Наилучшим из них является унисонное вибрато. Но в любительских условиях осу­ществить унисонное и фазовое виб­рато трудно. Поэтому в любитель­ских конструкциях применяется только частотное вибрато, этот способ использовал и О. Тренин. Его гене­ратор вибрато собран на правом (по схеме) триоде лампы 6Н2П по схеме RC-генератора с фазовращающими ячейками.

Необходимый сдвиг фаз для выполнения условия самовоз­буждения создается при помощи ячеек из сопротивлений и конденса­торов. Для надежной работы такого генератора нужно включить не менее четырех фазосдвигающих ячеек. Час­тота генератора выбирается равной 5—7 гц. Действие частотного вибра­то можно объяснить следующим об­разом. Напряжение, поступающее от генератора на управляющую сет­ку лампы предварительного усили­теля НЧ, периодически перемещает рабочую точку левого триода лампы 6Н2П по вольтамперной характерис­тике. В результате напряжение зву­ковой частоты оказывается промоду- лированным напряжением генерато­ра вибрато. Форма кривой напряже­ния вибрато близка к синусоидаль­ной, это необходимо для получения хорошего вибрато. О. Тренин в сво­ем инструменте предусмотрел воз­можность регулировки глубины (ам­плитуды) и частоты вибрато, однако в этом нет особой необходимости. Желаемую амплитуду и частоту виб­рато можно установить при налажи­вании инструмента, не меняя ее в процессе игры. В этом случае отпа­дает надобность в потенциометрах R4, R5, Для подбора тембра звучания инструмента на вход предваритель­ного усилителя НЧ можно вклю­чить цепь RC (рис. 4). Причем RC- цепь, показанная на рис. 4, а, подав­ляет высшие частоты и делает звуча­ние инструмента более мягким, а RC-цепь, показанная на рис. 4, б, ослабляет низшие частоты, в резу­льтате чего звучание инструмента становится более резким. Подбирая величины сопротивлений и конден­саторов RC-цепи, можно установить желаемый тембр звучания гармони­ки.

Наибольший эффект получается при тихой игре на гармонике и мак­симальном усилении оконечного уси­лителя НЧ, поэтому выходная мощ­ность его должна быть не менее 3 вт