«ЭЛЕКТРООРГАН» ИЗ ГУБНОЙ ГАРМОНИКИ
0. Тренин, Радио №1/1965, ст. 41
Обычный орган — инструмент духовой, поэтому для иммитации его звучания может подойти губная гармоника с небольшим усовершенствованием. Для этого в наиболее подходящем месте корпуса гармоники (рис. 1) укрепляют два параллельно соединенных звукоснимателя (рис. 2). Звукосниматели преобразуют механические колебания корпуса гармоники в электрические сигналы звуковой частоты, которые подаются на вход предварительного усилителя НЧ (рис. 3). С нагрузки этого усилителя сигнал поступает на вход оконечного усилителя НЧ, который можно сделать самому либо использовать готовый усилитель радиоприемника или радиолы.
Чтобы придать звучанию гармоники характерную окраску, к входу предварительного усилителя НЧ подводят колебания от генератора — вибрато. Частота вибрато изменяется потенциометром R4, а глубина (амплитуда) потенциометром R5. Все детали звукоснимателя склеивают клеем ВФ-2. Размеры его зависят от размеров. примененного пьезоэлемента. К корпусу гармоники звукосниматель можно либо приклеить, либо привинтить специальными небольшими струбцинами
Приставка может питаться от отдельного выпрямителя или от выпрямителя радиоприемника. Для подбора тембра звучания гармоники на выход усилителя нужно включить специальную цепь, состоящую из сопротивления и конденсатора
От редакции. История органа уходит в глубокую древность. Первые очень примитивные музыкальные инструменты, напоминающие орган, +2506 появились еще в древнем Египте в IV веке до нашей эры. Современный духовой орган — чрезвычайно сложный по конструкции и большой по размерам инструмент, поэтому возможно некоторым читателям журнала опубликованная выше заметка покажется сомнительной. Однако не следует забывать о том, что с развитием электроники появилась возможность строить органы, работа которых основана на иных принципах. В частности, звучанию органа можно подражать, подводя к громкоговорителю переменное напряжение специальной формы. Вот об одном из способов подражания звучанию органа и рассказывает в своей заметке львовский радиолюбитель О. Тренин. Для этой цели он предлагает адаптеризировать губную гармонику. Конечно, ни о какой полной иммитации звучания органа здесь не может быть и речи, но исполнять на таком «электрооргане» небольшие эстрадные произведения можно с большим успехом. Никаких изменений в конструкцию гармоники не вносится, поэтому на ней можно играть как на обычной, отключив предварительно электрический тракт. В журнале «Радио» неоднократно описывались конструкции всевозможных электрогитар. Принцип работы электрической части гитары ничем не отличается от принципа работы электрической приставки для гармоники. Тов. Тренин предлагает изготовить пьезоэлектрические звукосниматели, однако можно использовать и звукосниматели другой конструкции, важно только, чтобы они были достаточно легкими. Усилительная приставка к гармонике выполнена на лампе 6Н2П, для этой цели подойдет и лампа 6Н8С или просто два обычных триода. На левом (по схеме) триоде лампы 6Н2П по реостатно-емкостной схеме собран предварительный усилитель НЧ. Величины разделительных конденсаторов C1 и Сз некритичны, они могут отличаться от указанных на схеме на ±30%. Сопротивление R2 определяет автоматическое смещение на сетке лампы. Конденсатор С2 шунтирует переменную составляющего сигнала звуковой частоты. Напряжение на выходе усилителя определяется величиной нагрузочного сопротивления Rз. Если у радиолюбителя нет сопротивления такого номинала, можно поставить сопротивление несколько большей или меньшей величины (расхождение допускается порядка ±20%). Типы примененных сопротивлений и конденсаторов могут быть любыми. Для придания звучанию инструмента особой окраски на сетку лампы предварительного усилителя подается сигнал от генератора вибрато. Получить вибрирующий звук в электромузыкальных инструментах можно несколькими способами: частотным, унисонным и фазовым. Наилучшим из них является унисонное вибрато. Но в любительских условиях осуществить унисонное и фазовое вибрато трудно. Поэтому в любительских конструкциях применяется только частотное вибрато, этот способ использовал и О. Тренин. Его генератор вибрато собран на правом (по схеме) триоде лампы 6Н2П по схеме RC-генератора с фазовращающими ячейками.
Необходимый сдвиг фаз для выполнения условия самовозбуждения создается при помощи ячеек из сопротивлений и конденсаторов. Для надежной работы такого генератора нужно включить не менее четырех фазосдвигающих ячеек. Частота генератора выбирается равной 5—7 гц. Действие частотного вибрато можно объяснить следующим образом. Напряжение, поступающее от генератора на управляющую сетку лампы предварительного усилителя НЧ, периодически перемещает рабочую точку левого триода лампы 6Н2П по вольтамперной характеристике. В результате напряжение звуковой частоты оказывается промоду- лированным напряжением генератора вибрато. Форма кривой напряжения вибрато близка к синусоидальной, это необходимо для получения хорошего вибрато. О. Тренин в своем инструменте предусмотрел возможность регулировки глубины (амплитуды) и частоты вибрато, однако в этом нет особой необходимости. Желаемую амплитуду и частоту вибрато можно установить при налаживании инструмента, не меняя ее в процессе игры. В этом случае отпадает надобность в потенциометрах R4, R5, Для подбора тембра звучания инструмента на вход предварительного усилителя НЧ можно включить цепь RC (рис. 4). Причем RC- цепь, показанная на рис. 4, а, подавляет высшие частоты и делает звучание инструмента более мягким, а RC-цепь, показанная на рис. 4, б, ослабляет низшие частоты, в результате чего звучание инструмента становится более резким. Подбирая величины сопротивлений и конденсаторов RC-цепи, можно установить желаемый тембр звучания гармоники.
Наибольший эффект получается при тихой игре на гармонике и максимальном усилении оконечного усилителя НЧ, поэтому выходная мощность его должна быть не менее 3 вт