Устройство аккумулятора 7Д-О,1

В. ИВАНОВ, Радио №7/1966, ст. 50

Аккумуляторная батарея состав­лена из 7 последовательно соединен­ных аккумуляторных элементов Д-0,1 (на рис. 1 элемент обозначен цифрой 7), заключенных в общий пластмассовый корпус 2 и прикры­тых крышкой 3, на которой укреп­лены выводы 4 (плюс) и 5 (минус). Положительный вывод 4 соединен с корпусом нижнего элемента при помощи никелевой ленты 6. Отдель­ные элементы соединяются между собой никелевыми лепестками 7. Батарея отделена от крышки 3 изолирующей прокладкой 8.

Устройство аккумулятора 7Д-О,1

Цифра 7 в названии аккумулятора указывает на число элементов в батарее, буква Д означает, что ее от­дельные элементы имеют дисковую форму, а число 0,1 показывает зна­чение емкости в амперчасах. Устрой­ство элемента показано на рис. 2. Собран элемент в стальном никели­рованном корпусе 7 и прикрыт крыш­кой 2. Элемент неразборный, крышка завальцована в корпус с изолирую­щей прокладкой 3 между ними. Внутри корпуса размещены электро­ды: положительный 4 и отрицатель­ный 5, разделенные сепаратором 6. Отрицательный электрод прижимает­ся к сепаратору пружиной 7. Поло­жительным выводом элемента яв­ляется корпус, отрицательным — крышка.

Устройство аккумулятора 7Д-О,1

В свободный объем внутри корпуса элемента введено строго определен­ное количество электролита КОН. Так как элемент герметичен, то он не требует смены или добавки элект­ролита в течение всего срока службы и хранения.

Электролит не принимает участия в происходящих внутри элемента химических процессах образования тока и является лишь носителем кислорода или ионов ОН с положи­тельного электрода на отрицатель­ный. Как и в каждом аккумуляторе, внутри элемента Д-0,1 во время за­рядки происходит выделение кисло­рода на положительном электроде, состоящем из окиси никеля. Но так как количество электролита невелико (он содержится главным образом в по­рах сепаратора и электродов), выде­лившийся кислород беспрепятственно достигает отрицательного электрода из кадмия, не переходя в газообраз­ное состояние. К тому же, чтобы пол­нее воспринимать приходящее коли­чество кислорода, активная масса отрицательного электрода взята с некоторым запасом по отношению к массе положительного электрода. Вследствие того, что положительный электрод имеет меньшую, чем отри­цательный, массу, то он раньше и заряжается, а выделившийся на поло­жительном электроде кислород пол­ностью расходуется на восстановле­ние кадмиевого электрода, препят­ствуя выделению на нем водорода и прекращению его заряда.

Подобный режим, когда отрица­тельный электрод остается всегда недозаряженным, препятствует обра­зованию внутри аккумуляторного элемента свободного водорода прак­тически независимо от времени заря­да аккумулятора, что и обеспечи­вает в результате герметичность ак­кумулятора. Вот почему аккумуля­тор 7Д-0,1 допускает перезаряд свыше 100% от номинального заряда. Однако для большей сохранности батареи и увеличения срока ее служ­бы следует строго придерживаться во время ее эксплуатации определен­ного режима. 

Разряжать аккумулятор 7Д-0,1 желательно номинальным током (10 ма) и немедленно снимать с работы, если напряжение иод нагруз* кой упало до 7 в.

Чрезмерное увеличение тока раз­ряда ведет к уменьшению емкости аккумулятора. Как показала прак­тика работы с такими аккумулято­рами, емкость их при номинальном токе разряда и нормальной темпе­ратуре (в пределах -j-5-b+35° С) превышает номинальную емкость, гарантируемую заводом — изгото­вителем.

Наибольшим допустимым током разряда для аккумулятора 7Д-0,1 можно считать 50 ма. При таком токе разряда (если он происходит при нормальной температуре) аккумуля­тор отдает до 60—80% своей номи­нальной емкости. В условиях пони­женной температуры емкость акку­мулятора снижается и практическим температурным пределом его дея­тельности следует считать —5° С. Однако и при более низкой темпера­туре работоспособность аккумуля­тора еще некоторое время сохраня­ется. Так при температуре около —15° С он отдает почти 50% своей номинальной емкости.

Разряженный аккумулятор необ­ходимо поставить на зарядку. Ток заряда не должен превышать 12 м.а. Лучше всего всегда заряжать акку­мулятор именно таким током в тече­ние 15 час. Если заряжать аккуму­лятор током, превышающим это зна­чение, то выделяющиеся газы не будут успевать своевременно погло­щаться электродами, в результате один или несколько элементов ак­кумулятора могут вспучиться под давлением скопившихся газов, и будет нарушена герметичность.

Иногда удается восстановить ра­ботоспособность такого аккумуля­тора, если тщательно протереть по­врежденные элементы смоченной в спирте мягкой тряпкой, а затем, обернув их этой же тряпкой, сжать в тисках до восстановления нормаль­ной формы. Изолирующую проклад­ку полезно после этого покрыть слоем клея БФ-2, канифоли или масляным лаком, в котором растворено неболь­шое количество расплавленной ка­нифоли.

Признаком окончания зарядки мо­жет служить возрастание ЭДС до 9,6 в. Завод-изготовитель гаранти­рует срок службы аккумулятора 7Д-0,1 в течение 3-х месяцев. Один из таких аккумуляторов, находя­щийся под наблюдением в лаборато­рии журнала «Радио», заряжался регулярно два-три раза в месяц (а в летние месяцы и чаще) с момента приобретения (в октябре 1963 г.) и после 100 циклов заряд — разряд находится в исправном состоянии. Это говорит о том, что правильная эксплуатация аккумулятора может намного продлить срок его службы.