ТРАНЗИСТОРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ДЛЯ ПИТАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПРИЕМНИКОВ

Радио №8/1965, ст. 28

В последних выпусках ламповых автомобильных радиоприемников для получения высокого (анод­но-экранного) напряжения вместо вибропреоб­разователя используют преобразователи, собранные на транзисторах. Выпрямитель такого преобразователя выполняют на полупроводниковых диодах.

Транзисторный преобразователь значительно долго­вечнее механического, к.п.д. транзисторного преобра­зователя выше, он занимает значи­тельно меньше ме­ста и легче, чем механический.

Существуют два типа ламповых приемников для автомобиля. Одни из них собраны целиком на лам­пах, в других— усилитель низкой частоты выполнен на транзисторах.

В зависимости от этого применя­ются и различные преобразователи.

В первом типе приемников пот­ребление тока анодно-экранными цепями больше, поэтому преобра­зователи собраны по двухтактной схеме. У прием­ников с транзи­сторным усилите­лем низкой часто­ты расход тока для питания анод­но-экранных цепей значительно меньше, и поэтому в преобразователе достаточно одного транзистора. Схема двухтактного преобразователя напряжения для питания автомобильного приемника типа А-12 изобра­жена на рис. 1. Транзисторы Т1 и Т2 работают в ключе­вом режиме и, попеременно открываясь, подключают низкое напряжение питания к первичной обмотке транс­форматора Тр1. Пульсирующий ток в коллекторной обмотке создает переменное магнитное поле, которое во вторичной обмотке наводит высокое напряжение. После выпрямления напряжение поступает через колодку разъема в приемник для питания анодно-экранных цепей.

ТРАНЗИСТОРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ДЛЯ ПИТАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПРИЕМНИКОВ

Конденсаторы С1 и С2 совместно с сопротивлениями R1 и R2 и дросселем Др1 образуют фильтр низкого на­пряжения, препятствующий проникновению помех от системы зажигания автомобиля, переключателей света и других источников. Напряжение для питания анод­ных цепей подается непосредственно с выпрямителя, а для питания экранирующих сеток — после обычного П-образного фильтра, состоящего из сопротивления R3 и конденсаторов С3 и С4.

Намоточные данные трансформатора Tp1 и дросселя Др1 приведены в таблице. При данных деталях и пер­вичном напряжении, равном 12,8 V, преобразователь по первичной цепи потребляет ток порядка 2 а, давая на выходе анодное напряжение в 245 в при токе 30 ма и экранное напряжение 220 в при токе 26 ма. Однотактный преобразователь напряжения служит для питания комбинированного автомобильного радио­приемника типа А-18. Принципиальная схема преобра­зователя изображена на рис. 2. Здесь также транзистор T1 служит для создания прерывистого тока низкого на­пряжения в первичной обмотке трансформатора Тр1. Выпрямление переменного напряжения, образующегося на вторичной обмотке силового трансформатора, осуще­ствляется мостиковым выпрямителем, собранным на четырех германиевых диодах. На сопротивлении R3 образуется отрицательное напряжение смещения за счет падения напряжения в общей минусовой цепи при прохождении по ней токов анодов и экранирующих се­ток

ТРАНЗИСТОРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ДЛЯ ПИТАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПРИЕМНИКОВ

Сопротивления R1 и R2 необходимы для создания опре­деленного режима работы транзистора по постоянному току. Дроссель Др1 и конденсатор С2 являются фильтром низкого напряжения, а конденсаторы С4, С5, С6 и сопро­тивление R4 образуют фильтр анодного и сеточного напряжений.

Данные силового . трансформатора и дросселя Др1 помещены в таблице. При напряжении стартерного аккумулятора 12,8 в преобразователь потребляет около 1а, обеспечивая на выходе для питания анодно-экран­ных цепей 240 е при токе порядка 25 ма.