РЕКОНСТРУКЦИЯ МАГНИТОФОНА „КОМЕТА»

А. Пикерсгиль, Радио №12/1965, ст.41

После реконструкции усилитель магнитофона «Комета» воспро­изводит и записывает с линей­ного выхода полосу звуковых час­тот от 30 гц до 15 кгц при скорости носителя записи 19,05 см/сек и от 50гц до 9 кгц при скорости 9.53 см/сек. Неравномерность обеих частот­ных характеристик ±3 дб. Соот­ношение сигнал!шум в паузе не хуже 44 дб. Это отношение может быть изменено при отступлении от рекомендуемых ниже значений уста­новочного уровня сигнала и тока подмагничивания. В рекомендуемом режиме коэффициент нелинейных ис­кажений, измеренный по третьей гармонике на контрольной частоте 333 гц, равен 3%.

Параметры указаны для магнит­ных лент типа 2, СН, FR-6004 и т. д. Использование лент типа 6, LGR 22138, LGS26, РЕ-41-1084 и т. п., особенно в сочетании с более совершенными магнитными голов­ками (например, от магнитофона «Астра-2»), позволит еще более повы­сить качественные показатели маг­нитофона. Поэтому будут приведены данные корректирующих элементов, соответствующие полосе воспроиз­водимых частот до 184-20 кгц для большей скорости и 13—14 кгц для скорости 9,53 см!сек.

При выборе варианта следует пом­нить, что если при полосе до 15 кгц реконструкция высокочастотного генератора с целью повышения частоты тока подмагничивания яв­ляется весьма желательной, то при более широкой рабочей полосе тре­буется повышение частоты колеба­ний генератора до 904-100 кгц. На рис. 1 приведена принципиаль­ная электрическая схема магнитофо­на после реконструкции. В виду того, что магнитные головки имеют некоторый разброс параметров, же­лательно более точно подобрать де­тали, отмеченные знаком *.

При налаживании магнитофона, независимо от того, оставлена ли заводская схема генератора ВЧ или применен рекомендуемый генератор, требуется тщательно установить ве­личину тока подмагничивания. Убе­дившись предварительно в отсутст­вии заметных нелинейных искажений в усилителе при записи и воспроиз­ведении, а также в синусоидальной форме тока подмагничивания и сти­рания (с осциллографической точ­ностью), можно приступить к выбору тока подмагничивания.

Для низкоскоростных бытовых магнитофонов допустимо устанавли­вать ток подмагничивания по максимуму отдачи носителя записи на частоте 5—6 кгц. Такой путь поз­воляет избежать глубоких коррек­ций, но нелинейные искажения при этом будут весьма заметными и по­этому он не может быть рекомендо­ван. Выбирать же ток подмагничи­вания, как для профессиональной аппаратуры, по минимуму шумов и нелинейных искажений на контроль­ной частоте в данном случае невоз­можно, ибо завал высших частот при этом условии будет больше до­пустимой глубины коррекции. По­этому оптимальный ток подмагничи­вания устанавливается по максиму­му отдачи на частоте 1000 гц. Для этого делается ряд записей сигнала частотой 1000 гц при небольшом и постоянном уровне входящего сиг­нала и для каждой из них отме­чается положение ротора конденса­тора С2 от С2мин до С2макс» Искомое значение соответствует максималь­ной отдаче носителя записи. Если максимум не определяется четко, то находят ток, соответствующий мак­симуму отдачи на частоте 5 кгц, и найденное значение увеличивают в 1,25 раза. Для точного определе­ния максимального уровня записи необходимы довольно громоздкие из­мерения искажений по третьей гар­монике установочного сигнала.

В любительских условиях более простым является следующий спо­соб. На частоте 5 кгц производят запись с максимальным уровнем сиг­нала, установленным по заводской настройке индикатора. Затем эту же частоту записывают с уровнем 20 дб. Если при воспроизведении выдерживается такое же соотноше­ние уровней сигналов, то это свиде­тельствует о том, что нелинейные искажения лежат в допустимых пре­делах. Далее снимают частотные ха­рактеристики каналов записи, вос­произведения и сквозного. Они долж­ны соответствовать кривым, приве­денным на рис. 2. Если магнитофон предназначен для работы с мощным оконечным блоком и широкополос­ной акустической системой, то же­лательно применить универсальную головку от магнитофона «Астра-2» и расширить полосу воспроизводимых частот до 18 кгц (для магнитной лен­ты типа 6) и до 20 кгц (для лен­ты РЕ-41-1084; LGS26). В первом случае емкость конденсатора С5 равна 1600 пф, а во втором — 1300 пф (для скорости носителя записи 19,05 см/сек); и соответственно емкость кон­денсатора Сб равна 1600 и 1300 пф (для скорости носителя записи 9,53 см!сек). В обоих случаях в канале воспроизведения необходимо ввести цепочку R’4 С’5 , схеме пунктиром (точное значение номиналов опре­деляется в зависимости от типа но­сителя записи). Если магнитофон предполагается использовать без внешней акустической системы, то желательно фронтальный громкогово­ритель типа 1ГД-18 заменить гром­коговорителем типа 1ГД-9.

Дополнительная лампа Л2 типа 6Н2П устанавливается на угловом кронштейне в средней части подвала шасси между монтажными платами электронного блока. Лампа обраще­на баллоном в сторону, противопо­ложную баллонам остальных ламп, и для предотвращения самовозбуж­дения для ее монтажа должна быть использована панелька с экраном (ПЛК-Э-55).

Реконструкция лентопротяжного механизма с целью применения кас­сет емкостью 350 м чрезвычайно прос­та и может быть легко выполнена в любительских условиях. Необходимо изготовить следующие детали: уд­линители тормозов (рис. 3,а); крон­штейн двигателя перемотки (рис. 3,6); ведущий шкив двигателя пере­мотки (рис. 3,в); наличники верхней панели (рис. 3,г); кронштейн проме­жуточного ролика механизма пере­мотки (рис. 3,6). Затем снимают пра­вый и левый узлы и, отступив от центров осей узлов на 12 мм, по диаганальным связям литого шасси (по направлению к колонкам крепления верхней декоративной панели) выс­верливают по осевой линии связей новые отверстия под оси узлов*.

Подобрав шайбы таким образом, чтобы после установки осей в новые отверстия они остались на прежнем уровне (контроль по плоскости при­лива под старые отверстия), можно крепить оси на новом месте. Перед установкой тормозящей планшайбы левого узла в диагональной связи (еще ближе к колонке декоративной панели) высверливают отверстие под стопорный штифт. Может оказаться, что наружные поверхности шкивов перемотки будут касаться стоек де­коративной панели. В этом случае следует спилить на 1—1,5 мм поверх­ность стойки, обращенной к узлу. Такую же осторожность следует соблюдать и при высверливании всех новых отверстий. Наиболее просто защитить механизмы от попадания опилок и стружек можно, подклады­вая под обрабатываемое место плот­ную бумагу, смазанную солидолом, на котором будут скапливаться опилки. Следующая операция — перенос двигателя перемотки на 13 мм по направлению к задней стенке маг­нитофона. Для этого под передние крепежные шпильки сверлят новые отверстия (на расстоянии 13 мм назад), а задние шпильки соединяют с литой рамой через заготовленные ранее кронштейны. Одновременно удаляют обводное устройство про­межуточного ролика механизма пе­ремотки и старый ведущий шкив на оси двигателя перемотки, а на его месте укрепляют новый. Промежуточ­ный ролик механизма перемотки выносится на кронштейне вперед на 14 мм. После предварительной смазки осей и втулок собирают левый и правый узлы и регулируют положение дви­гателя и ведущего шкива перемотки. Тормозные колодки освобождают от винтов и прикрепляют к удлините­лям. Удлинители в сборе с колод­ками размещают на старом месте для колодок; при этом используется нарезка под винт М3, а через второе отверстие, служившее для пропуска упорного штифта колодки, пропус­кают также винт М3, на который навинчивают гайку. Пассик под­мотки правого узла ввиду достаточ­ной эластичности и податливости оставляют прежний, и, как показала длительная эксплуатация многих магнитофонов, это не вызывает быст­рого выхода его из строя. Увеличение диаметра ведущего шкива двигателя перемотки также несколько изменяет расчетный режим его работы, но и это отступление не ведет к снижению надежности и долговечности двига­теля. Из-за повышения скорости пе­ремотки несколько возросла нагруз­ка на двигатель, но ввиду того, что время перемотки сократилось, на­грев двигателя не превосходит до­пустимый. После сборки узлов и установки двигателя требуется незначительная регулировка положения его оси (вра­щением гаек на крепежных шпиль­ках) и обычная регулировка тормоз­ного устройства. Затем распиливают отверстия в декоративной панели под правый и левый узлы и клеем БФ-2 приклеивают наличники