Еще раз о фильтрах ПЧ на ферритовых кольцах

В. Носов, Радио №6/1966, ст.40

В статье «Фильтры ПЧ на фер­ритовых кольцах», опублико­ванной с журнале «Радио», № 12 за 1965 год, были приведены данные о некоторых способах изготовления, а также параметры катушек филь­тров ПЧ на 465 кгц, намотанных на тороидальных ферритовых сердеч­никах. Применение таких фильтров дает выигрыш в габаритах и позво­ляет вследствие меньшего рассеяния электромагнитной энергии во внеш­нее пространство в ряде случаев не экранировать катушки фильтров ПЧ без угрозы снижения устойчи­вости усилителя.

Как показали длительные наблю­дения, стабильность параметров ка­тушек фильтров, выполненных на тороидальных сердечниках, состоя­щих из двух половин ферритового кольца, зависит в основном от по­стоянства зазора между двумя поло­винами сердечника. Постоянство за­зора, в свою очередь, зависит от толщины прокладки в зазоре, от типа клея, а также от правильной обра­ботки торцов половин сердечников, которые должны быть плоскопарал­лельны. Все острые кромки по пери­метру сердечника необходимо скруг­лить надфилем до радиуса 0,3— 0,5 мм.

После разлома сердечника на две симметричные части, их торцы про­тирают на мелкой наждачной шкурке (00—000), наложенной на ровную плиту, или на мелкозернистом пло­ском бруске. Затем из целлулоида толщиной 0,15—0,2 мм вырезают прокладки по площади несколько большей, чем сечение сердечника, и половины сердечника вместе с про­кладками склеивают эпоксидным ком­паундом или полистироловым лаком. Клей БФ и нитроклей дают худшее качество склейки и не обеспечивают хорошей стабильности зазора, что со временем приводит к изменению параметров катушек.

Перед склеиванием половин сер­дечников пластинки из целлулоида смазывают клеем и вкладывают в зазор, после чего сердечники плотно стягивают с помощью пинцета и в место склейки наносят еще немного клея (в виде бусинки). Сердечник сушат при комнатной температуре примерно 1—2 суток. После про­сушки надфилем снимают наплывы клея, и сердечник принимает вид, показанный на рис. 1.

Еще раз о фильтрах ПЧ на ферритовых кольцах

Добротность катушки фильтра ПЧ сильно зависит не только от величи­ны зазора между половинами торо­идального сердечника, но и от способа намотки катушек. Наибольшую доб­ротность катушек (Q = 140—150), как это видно из таблицы, позволяет получить намотка, выполненная ио особому способу. Этот способ со­стоит в том, что каждые 7— 10 вит­ков катушки попеременно наматы­ваются то на одной, то на другой половине сердечника. Расположение обмоток катушек показано на рис. 2.

Еще раз о фильтрах ПЧ на ферритовых кольцах

В качестве сердечников для из­готовления описываемых фильтров ПЧ наиболее пригодны сердечники, имеющие магнитную проницаемость ц=600 и наружный диаметр 8,3— 8,5 мм. Такие сердечники приме­няются в типовых фильтрах ПЧ. Проверка с помощью измерительной аппаратуры показала, что все другие типы сердечников не обеспечивают параметров фильтров ПЧ, указанных в таблице.

Еще раз о фильтрах ПЧ на ферритовых кольцах

Для намотки катушек фильтров пригодны различные марки и диа­метры намоточных проводов. Однако, как показали измерения, лучше всего подходит провод марки ПЭЛШО диаметром 0,11—0,13 мм. Увеличе­ние диаметра намоточного провода не дает ощутимого (более 5—10%) выигрыша в увеличении добротности. Снижение же диаметра провода ниже 0,09 мм приводит к резкому (на 30— 40%) снижению добротности, поэ­тому тонкий провод применять не рекомендуется. Провода марок ПЭЛ, ПЭВ-1, ПЭВ-2 позволяют получить примерно те же значения доброт­ности, что и при использовании про­вода ПЭЛШО, однако следует пом­нить, что добротность сильно зави­сит от загрязненности рук при на­мотке. Поэтому наматывать катушки проводом марки ПЭЛ или ПЭВ же­лательно в легких хлопчатобумаж­ных перчатках. Применение провода типа «литцендрат» ощутимого выи­грыша в увеличении добротности не дает и приводит лишь к увеличению габаритов фильтров ПЧ.

Витки катушки связи располага­ются с двух сторон сердечника, на стыках между его половинами. После намотки катушек и подгонки их индуктивности обмотки могут быть пропитаны полистироловым ла­ком или нитроклеем. Применение клея типа БФ не рекомендуется из-за сильного (на 50—70%) падения доб­ротности катушек.